Кто они — богатые люди? Как они добиваются своего? И, наконец, во что они вкладывают свои деньги? На эти вопросы пытается ответить корреспондент MarketWatch Бретт Арендс.
Возможно, вам будет интересно узнать ответы на эти вопросы, потому что вам интересно, кто хорошо справляется с нынешней экономикой, или вам интересно, как богатые поступают с деньгами и вы ищете подсказки для себя в их поведении. Или вам просто охота сунуть нос в чужие дела.
Каковы бы ни были ваши мотивы, взгляните на исследование, посвященное изучению мирового благосостояния World Wealth Report, проведенное компаниями Cap Gemini и Merrill Lynch Wealth Management. Как всегда, увлекательнейшее чтение.
На сегодня в мире, как никогда, много богатых людей, и богаты они, как никогда. Число тех, чьи потенциально пригодные для инвестиций активы составляют более 1 млн долларов, возросло в прошлом году на 8,3% до 10,9 млн человек, а общая сумма их богатств увеличилась на 10% до 42,7 трлн долларов. Это больше, чем в 2007 году, когда эти показатели были на пике. Рецессия… Какая рецессия?
На первом месте — североамериканские богачи, их совокупные активы составили 11,6 трлн долларов. Второе место заняли представители Азии, сместив европейцев на третье место.
По-настоящему богатые люди (то есть те, чьи капиталы превышают 30 млн долларов) чувствуют себя еще лучше: в прошлом году их благосостояние выросло почти на 12%. Хорошая новость для нас, простых смертных, ведь мы всегда можем получить работу, устроившись к богатым горничными и батлерами: «Чего изволите, сэр?» Эх, золотые были времена!
Итак, во что же вкладываются богатые? Похоже, популярность хедж-фондов осталась в прошлом, а на смену им пришли акции. А что там с золотом, кстати? Кто-то что-то говорил о «золотом пузыре»? Ерунда полная.
Согласно результатам исследования, лишь 5% активов наиболее обеспеченных людей хранятся в «альтернативных инструментах», под каковыми подразумеваются различные инвестиции — от золота и прочие сырьевых товаров до хедж-фондов. Наибольшей популярности подобные инвестиции достигли в 2006-м, когда данный показатель составил 10%, но даже в период спада в 2009-м он равнялся 6%.
Собственно, 22% всех «альтернативных» инвестиций богатых людей приходится на сырьевые инструменты, но это лишь 1% от их совокупного благосостояния.
Я уже это говорил, но повторю еще раз: если бы сейчас действительно на рынке надувался «золотой пузырь», о котором столько говорят, то золота в инвестпортфелях богатых было бы гораздо больше. Некоторые разумные инвесторы — к примеру, Шарль де Вол из International Value Advisers — настаивают на том, что в любые времена 5% любого инвестпортфеля должно отводиться на золото, но у богатых эта доля гораздо меньше.
Тем временем доли хедж-фондов в инвестпортфелях снижаются (видимо, все еще жива память о Берни Мэдоффе). Это отмечает и представитель Merrill Lynch Джон Тил, который говорит, что инвесторы все чаще выходят из неликвидных активов, поскольку им не нравятся непрозрачные инвестиции, которые нельзя сбросить по-быстрому. Им больше по душе краткосрочно-долгосрочные или хеджированные паевые фонды и подобные активы, поддающиеся регулированию, добавляет эксперт.
Основная же часть портфелей богатых инвесторов отведена под весьма консервативные инструменты — 43% их активов составляют низкорисковые инвестиции (29% в облигациях и 14% в наличных), что отнюдь не подтверждает сложившееся мнение — дескать, чем человек богаче, тем больший риск он может себе позволить (тут стоит иметь в виду и возраст большинства обеспеченных людей: они довольно-таки немолоды и поэтому в меньшей степени склонны рисковать).
В их совокупном портфеле лишь 33% отведено обыкновенным акциям, что несколько больше 25% в 2008-м. Тревожный признак: 33% — это та же цифра, что и до кризиса. Кроме того, исследование показало, что в этом году богатые намерены существенно увеличить долю обыкновенных акций в своих портфелях.
А вот объем инвестиций в недвижимость снизился с 19% до 15%.
Инвестпортфели обеспеченных людей значительно отличаются друг от друга в зависимости от региона. Так, североамериканские богачи большее предпочтение отдают ценным бумагам — обыкновенные акции составляют 42% их совокупного портфеля по сравнению с 36% в 2009-м. А вот в странах Юго-Восточной Азии, за исключением Японии, самая большая доля инвестиций — вложения в недвижимость. Японские же богачи наиболее консервативны: 55% их совокупного портфеля вложено в наличность и облигации.
Обычные инвесторы могут сделать из этого вывод о том, что не стоит очень уж увлекаться чересчур популярным на сегодня американским рынком акций, а вместо того брать пример с Японии. Даже самим японцам не нравится японский рынок акций, а это явный признак «медвежьего» рынка.
И, наконец, еще один факт — богатые люди разных регионов инвестировали в свои региональные активы. Североамериканские инвесторы 76% своих средств вложили в североамериканские инструменты — полное сумасшествие. Вложения на наших рынках и так долгосрочные, ведь здесь наша недвижимость, жизнь, карьера и социальное окружение. Нам следует больше вкладываться в заграничные рынки.
Итак, действительно ли богатые люди инвестируют с большим умом, чем все остальные? Не похоже. Может, просто у них активов больше.