Объявив в апреле о необходимости радикального повышения акцизов на алкоголь и табак, глава Минфина Алексей Кудрин предложил огорчать народ в несколько заходов: с января 2012-го поднять ставки лишь на 20%, зато потом, с июля, — на 70%, а в следующие два года — еще почти в 2 раза. Этот циничный «график» прекрасно передает сигнал, который власти невольно посылают стране: дайте только перетерпеть выборы (в декабре этого года — парламентские, в марте следующего — президентские), и мы вам устроим «жизнь по средствам» ради выправления государственных финансов. Впрочем, предприниматели и инвесторы могут радоваться, так как фискальная нагрузка на бизнес в целом снизится, а деловой климат станет более мягким. Жаль, правда, что водка при этом подорожает.

Бюджет, истекающий нефтью

Напомним, что выбранный в 2012-м президент будет верховодить не четыре года, как было до сих пор, а целых шесть лет. При таком растянутом избирательном цикле можно особо не беспокоиться о рейтингах популярности в первые пару-тройку лет и принимать решения, которые не понравятся населению, но оздоровят экономику. А ее есть от чего лечить. Хотя пережитое страной в последние три года трудно назвать праздничной гулянкой, то состояние, в котором Россия находится сегодня, не что иное, как похмельная ломка. Госфинансы перекорежило от вливаний бюджетных средств в экономику в 2009—2010 годах в рамках мер по борьбе с последствиями мирового кризиса.

Закачкой денег занимались правительства если не всех, то большинства стран. Антикризисные программы, как правило, состояли в налоговом стимулировании предприятий и граждан, субсидировании потребительских расходов и наращивании госинвестиций. Все это было и в России. Но у нас главный акцент сделали на увеличении социальных расходов, в первую очередь повышении пенсий: за два-три года до выборов власти никак не могли допустить, чтобы самая массовая категория избирателей — пенсионеры — разочаровалась в политическом режиме.

«Наращивание госинвестиций не стало приоритетом из-за коррупции. Власти понимали, что далеко не все рубли, выделенные исполнителям госзаказов, попадут точно в цель — в экономику, и решили «раздать» деньги напрямую людям, пенсионерам», — говорит Алексей Моисеев, руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитала». Повышенные пенсии, в свою очередь, попадали в народное хозяйство через траты на потребительском рынке и пополнение сберегательных счетов в банках. То есть в подходе правительственных экономистов здравое начало было.

Удивляет, однако, масштаб умасливания пожилых избирателей. Согласно данным Минэкономразвития, за 2009-й и 2010-й средний размер среднегодовой трудовой пенсии вырос аж на 80% (за тучные докризисные 2005—2007 годы — на 63%). Как это контрастирует с динамикой доходов работников в частном секторе! А ведь по нему, помимо всего прочего, прокатилась волна массовых увольнений. «В первом полугодии 2011-го зарплаты сотрудников частных компаний по Москве в среднем все еще на 15% ниже, чем до кризиса (49,3 тыс. рублей против 57,9 тыс. в первой половине 2008 года), по России — на 20% (39,3 тыс. рублей против 49,6 тыс.)», — сказал журналу «РБК» президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

Социальные расходы федерального правительства за 2009—2010 годы распухли на 54%, а расходы на поддержку экономики в этот период были в среднем на 30% выше, чем до кризиса. «Спасительные» меры обернулись общим ростом бюджетных трат на 33% (с 7,6 трлн рублей в 2008-м до 10,1 трлн в 2010 году), притом что объем ВВП в номинальном выражении за это время вырос лишь на 8,5%, а доходы казны из-за падения цен на нефть и вовсе сократились на 11% (с 9,3 до 8,3 трлн рублей, в 2009-м они съежились на 20%, а в 2010-м приподнялись на 13%).

Чтобы выполнить взятые на себя повышенные соцобязательства, влить капитал в госкорпорации и поддержать банки, власти выпотрошили Резервный фонд: в конце зимы 2009-го его размер достигал почти 5 трлн рублей, а в начале нынешнего лета в нем осталось 750 млрд. «Без него финансовая система попросту рухнула бы, как и вся экономика», — замечает гендиректор УК «Солид Менеджмент» Юрий Новиков.

Теперь у страны практически нет запаса прочности. Зато есть дефицит бюджета (в 2009-м — 6% ВВП, в 2010-м — около 4%, тогда как в 2005—2007 годах, наоборот, расходы отставали от доходов в среднем на 7%). Инфляция [Инфляция] , неизбежная спутница разбалансированных госфинансов, вырвалась к отметке 10%, вместо того чтобы заползти в коридор 5—7%, заданный партией и правительством. Рост цен спровоцирован запихиванием денег в экономику, но крайними правительство «назначает» тех, кого можно так эффектно «пороть» на глазах у благодарных избирателей, — энергетиков. Тарифам на тепло и электричество приказано расти более медленными темпами, чем ранее планировалось. Между тем масштабные инвестпрограммы генерирующих и сетевых компаний, сверстанные как раз под высокие тарифы, не сокращены.

Экономика еле тащит на себе тяжкое фискальное бремя: согласно подсчетам Минэкономразвития, если в 2006 году расходы федерального бюджета составляли 16% ВВП, в 2007-м и 2008-м — примерно 18%, то в 2009-м они подскочили почти до 25%, а в 2010-м немного опустились — до 22,7%.

Дыра обещаний

Ужас в том, что даже недавний взлет мировых цен на углеводороды не помогает сбалансировать расходы доходами. В законе о бюджете на текущий год запланирован дефицит в размере 3,6% ВВП исходя из того, что среднегодовая цена нефти марки Urals составит 75 долларов за баррель. В реальности в январе-апреле 2011-го она была куда выше — в среднем 105 долларов. Однако Минфин, пересмотрев прогноз по доходам в сторону увеличения, все равно ждет дефицита бюджета, правда, уже в 1—1,5% ВВП. Таким же он будет и в следующем году, если нефтяные котировки не уйдут с нынешних высоких уровней. Впрочем, пока в прогнозе кудринского ведомства фигурирует цифра 93 доллара за баррель — при ней дефицит оценивается в 2—3% ВВП. Недавно министр заявил, что для финансирования всех розданных правительством и президентом обещаний на 2012 год необходимы доходы, которые можно получить только при условии, что среднегодовая цена барреля достигнет 147 долларов! А что, если она упадет до 70—80 долларов?

Динамика и российского ВВП, и доходов бюджета едва ли не со 100-процентной точностью коррелирует с изменением цен на черное золото, подсчитали аналитики UBS. Болезненная нефтяная зависимость экономики и госфинансов за последние годы стала почти смертельной. «Недавний рост цен на нефть показал, что отечественная экономика уже не может получить от этого выгоду и реагирует скорее на экономическую политику правительства», — утверждают эксперты ФК «УРАЛСИБ». Несмотря на повышение собственного прогноза по нефтяным ценам с 83,1 до 110,6 доллара за баррель, они понизили оценку подъема ВВП с 4,6 до 4,3%. За январь-апрель текущего года ВВП вырос в годовом выражении только на 3,9%. Экономисты в массе своей охарактеризовали эти данные как откровенно слабые, разочаровывающие. А ведь даже по базовому прогнозу Минэкономразвития на период с 2011 по 2014 годы, который само министерство называет «умеренно оптимистичным», годовой рост ВВП в это время лишь немного превысит 4%, что очень мало для «развивающейся» России.

Прежде удорожание черного золота вселяло в бизнес уверенность, что страна будет «в шоколаде». Сегодня все иначе. Усилившаяся зависимость от нефтяных доходов в условиях возросшей волатильности цен на нефть — что может быть хуже? Неудивительно, что сформировался негативный тренд в оценке инвесторами устойчивости российской экономики, замечает директор группы по сопровождению сделок на рынках капитала компании PwC Михаил Субботин. За январь-апрель 2011 года чистый отток капитала из страны составил 30 млрд долларов, или чуть меньше, чем за весь прошлый год (35 млрд долларов). Это очень много, как говорит Сергей Игнатьев, глава Банка России, считающий, что наиболее вероятная причина великого исхода капиталов — в неблагоприятном инвестиционном климате.

Аналитики Альфа-Банка полагают, что активность делового сообщества не повысится до тех пор, пока оно не получит четких сигналов о будущей, послевыборной фискальной политике. Наталья Николаева, экономист Citi Investment Research & Analysis, уверена в неизбежности ее ужесточения — пусть не в 2012-м, а в следующие за ним годы. «После выборов популизму придет конец, — не сомневается Алексей Моисеев. — Власти прекрасно осознают необходимость скорейшего оздоровления госфинансов. Без этого страна быстро пойдет вразнос, как это случилось с СССР во времена Горбачева и с постсоветской Россией в конце 1990-х».

До марта 2012 года президент и правительство еще продолжат декларировать амбициозные планы на долгосрочную перспективу, выполнять ранее взятые «соцобязательства», убеждать публику в приверженности модели «социального государства» и избегать разговоров о непопулярных реформах, написали недавно эксперты ФК «Открытие». Но потом «предвыборные обещания» будут по большей части отброшены, и власти заставят страну жить в соответствии с «поствыборными реалиями».

Последние станут первыми

На самом деле установка сверху на оздоровление госфинансов уже дана. Согласно Федеральному закону «О бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», расходы будут расти медленнее, чем и доходы, и номинальный ВВП, — всего на 5,4 и 8,3% в следующем и 2013 году соответственно. В реальности вероятно более существенное снижение фискального бремени. Так, в конце мая Минфин предложил отказаться от расходов на сумму 1,2 трлн рублей (а это около 10% бюджета), запланированных на 2012 год, или перенести их на более отдаленное будущее. Впрочем, груз разного рода казенных трат можно облегчить и без формального их урезания. «Это достигается путем «инфлирования» обязательств, когда в номинальном выражении они тихонечко растут или по крайней мере не сокращаются, но из-за инфляции уменьшаются в реальном выражении», — объясняет Алексей Моисеев.

Например, в базовом сценарии развития России на период с 2012 по 2014 годы Минэкономразвития предлагает проиндексировать пенсии в эти годы соответственно на 7,9; 8,7 и 8,2%, а среднегодовую инфляцию прогнозирует на уровне 6; 5,9 и 5,2%. Это означает, что в реальном выражении пенсии будут повышаться всего на 2—3% в год. Однако их рост окажется практически нулевым, если в действительности инфляция составит 7—8% в год, что вполне возможно.

«Надо бы пойти еще дальше и поднять планку пенсионного возраста, как это недавно сделали в ряде европейских стран — Германии, Франции, Италии», — считает Алексей Моисеев. По его мнению, после выборов эта идея непременно будет включена в повестку дня, хотя сейчас власти категорически ее отвергают. В том, что так и будет, не сомневается и экономист банка UBS Дмитрий Виноградов, поскольку «это был бы самый логичный и естественный шаг» на пути к сокращению раздутых соцобязательств.

Иначе бюджет не сбалансировать. Не повышать же налоги на бизнес, от которого правительство ждет то ли «модернизации», то ли «новой индустриализации», особенно в условиях оттока капитала. Вон с 2011 года ставки по взносам в социальные фонды, пришедшим на смену ЕСН, возросли с 26 до 34% — и что? Малый и средний бизнес тут же пополз в тень, увеличилась доля «серых» зарплат. Никакой пользы это нововведение бюджету не принесло, зато привело к уменьшению потребительского спроса и отвлечению корпоративных ресурсов от производственной деятельности, подчеркивают аналитики UniCredit Research. Власти очень быстро осознали непродуманность этого решения. И президент, и правительство уже заявили о необходимости снижения указанного налога — поближе к прежним уровням.

До сих пор роль дойной коровы отводилась нефтяным компаниям, однако сегодня у отрасли «торчат ребра». По подсчетам Минэнерго, при текущем налоговом режиме, когда государство «выдаивает» 70% доходов с каждого полученного барреля нефти, к 2020-му добыча черного золота сократится с нынешних примерно 500 млн тонн в год до 395 млн. У компаний элементарно не хватит ресурсов на освоение новых (к тому же «трудных») месторождений в условиях, когда старые стремительно истощаются. «По самым консервативным оценкам, из-за этого бюджет страны в ближайшие 10 лет недосчитается 30 млрд долларов, но эта цифра, скорее всего, будет намного больше, — подчеркивает аналитик нефтегазового сектора Bank of America — Merrill Lynch Карен Костанян. — У государства просто нет другого выхода, кроме как с помощью налоговых льгот нефтяникам стимулировать освоение месторождений, что позволит наращивать добычу в долгосрочной перспективе». «Результатом готовящейся сейчас реформы налогообложения нефтегазовой отрасли станет как минимум сохранение поступлений в бюджет на существующем уровне, — констатирует аналитик Ernst & Young (СНГ) Андрей Кобзев. — А при подъеме добычи за счет наращивания инвестиций произойдет даже увеличение этих поступлений».

Оптимизировать налоговую нагрузку, чтобы подогреть инвестиции (не только в сырьевом секторе, разумеется), а значит, и общий рост экономики, и тем самым добиться пополнения казны — рецепт, давно известный во всем мире. Наконец-то жизнь принудила к принятию этой истины и российские власти. «Сегодня можно говорить, что правительство придерживается стратегии постепенного сокращения своей доли в экономике через приватизацию госактивов и переноса акцента в инвестиционной деятельности на частный сектор», — отмечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Он верит, что властям, несмотря на все трудности, удастся улучшить инвестклимат. Перефразируя знакомую поговорку, лучше ужасный (или, точнее, болезненный на первом этапе для широких масс) конец популизма, чем бесконечный и ужасный популизм.