Минэкономразвития согласовало с Минфином и Минсвязи финансово-экономическое обоснование проекта «Универсальная электронная карта» (УЭК), рассказал «Известиям» директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков.

Внедрение универсального носителя, который служил бы для идентификации личности, мог нести другую персональную информацию, служить доступом к дистанционным государственным и коммерческим услугам, планируется начать с 2012 года.

В частности, наконец определился самый главный вопрос — размер тарифов. То есть той комиссии, которую будут выплачивать поставщики госуслуг участникам проекта, которые обеспечат доступ к этим самым услугам. Однако Иван Осколков относительно величины тарифов высказался не очень конкретно:

— Решение вопроса о конкретной величине компенсации будут принимать субъекты федерации. С одной стороны, эти решения будут зависеть от размера необходимых инвестиций и динамики внедрения проекта в регионе, а с другой — от размера экономической выгоды субъекта. Подразумевается, что главными бенефициарами проекта внедрения УЭК после граждан будут именно субъекты федерации, которые будут экономить значительную часть своего бюджета при переходе на оказание услуг в электронном виде и более точный учет оказанных услуг.

Однако, по информации «Известий», ориентир для регионов МЭР все-таки установил — 24,79 рубля. Исключение составят услуги транспортников. Им придется компенсировать всего 10 копеек с поездки, если она осуществлена по электронной карте. Есть расчеты, что за восемь лет эти рубли и копейки должны вылиться в более чем 136 млрд рублей при расходах участников (на условиях софинансирования) 68 млрд рублей. Вопрос в том, как эти средства будут делиться между участниками.

— Пока еще неясна модель оплаты за услугу, — говорит руководитель департамента карточного, депозитного и комиссионного бизнеса банка «Уралсиб» Игорь Чучкин. — Каким образом компенсации будут поступать каждому конкретному участнику процесса? Будут ли они выплачиваться напрямую или через Федеральную уполномоченную организацию (ФУО)?

Возможно, именно поэтому большинство банков не спешат вставать под знамена УЭК, хотя одноименное акционерное общество утверждает, что на данный момент более 80 организаций высказало желание присоединиться к проекту.

По мнению бизнес-аналитика «КСК Групп» Надежды Кожуховой, сомнительно, чтобы проект оказался для банков рентабельным. Такое же предположение высказал и зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов. Он считает, что дивиденды от участия скорее будут нематериальными.

— Банки могут получить доступ к долгосрочным ресурсам, — говорит Торхов.

Непонятно еще и то, за что, собственно, биться. Проблема в том, что до 2012-го осталось менее полугода, а инфраструктура для реализации проекта еще не совсем готова. Единственная инфраструктура, которая имеется, подготовлена «Ростелекомом» в рамках другого проекта — «электронное правительство». Поэтому предложено использовать ее и для внедрения УЭК в субъектах.

Рекомендация эта выглядит парадоксальной, поскольку степень готовности инфраструктуры «электронного правительства» тоже неоднородна по регионам. Но даже и на федеральном уровне, по информации «Известий», из 400 государственных, 1600 региональных и муниципальных услуг только 130 доступны интерактивно, без необходимости лично обращаться в госорганы.

По словам Ивана Осколкова, количество услуг, которые будут предоставляться по УЭК, сначала действительно будет ограничено, но постепенно будет увеличиваться. Но причина не в инфраструктурных проблемах, а в том, что далеко не все услуги могут быть оказаны в электронном виде. Как сообщил глава департамента Минэкономразвития, пилотный запуск УЭК в ряде регионов планируется осенью 2011 года.

При этом «Ростелеком» совместно с банками-партнерами (ВТБ 24, Банк Москвы, Альфа-банк, Газпромбанк и т. д) разрабатывает свой проект карты с электронно-цифровой подписью (ЭЦП), при помощи которой можно получить доступ к госуслугам, оплатить налоги, штрафы. Федеральной уполномоченной организацией по УЭК выбрано ОАО «Универсальная электронная карта», где основными акционерами являются Сбербанк, «Уралсиб» и АК Барс Банк.

Наличие конкуренции между собой компании отрицают. Развести их попытаются самым простым способом: ФУО будет осуществлять создание процессинговых центров, баз данных, а также обеспечивать выполнение коммерческих услуг, а «Ростелеком» будет отвечать за доступ в большей степени к госуслугам.

Проблема в том, что проект ЭЦП также предусматривает выпуск карт, которые будут осуществлять банки-партнеры. В итоге граждане могут оказаться держателями сразу двух карт, которые будут малополезными без необходимой инфраструктуры. А, значит, УЭК станет обычной банковской картой, по которой в лучшем случае можно узнать состояние пенсионного счета.

Но в ОАО «УЭК» уверены, что проект можно реализовать в срок. «Безусловно, мы надеемся, что единственный исполнитель работ в рамках «Ростелекома» создаст основные системы, на подготовку которых в последние несколько лет выделялись бюджетные средства, и сможет предоставить инфраструктуре универсальной электронной карты и исполнительным органам власти функционирующую систему межведомственного электронного взаимодействия. Однако если в этом году этого не произойдет, то мы готовы к тому, чтобы в срок подключить всех нужных государственных поставщиков услуг напрямую, чтобы решить в полном объеме поставленную задачу», — сообщили «Известиям» в пресс-службе акционерного общества.