Заявления столичных властей, что шесть крупных банков заинтересованы в кредитовании проекта по созданию парковок в Москве, выглядят пока излишне оптимистичными. Опрошенные «МН» участники встречи с Москомстройинвестом не спешат подтверждать свое участие в этой программе.
Москомстройинвест, комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, собрал у себя на минувшей неделе банкиров, чтобы убедить их принять участие в финансировании строительства парковочных мест в столице. В переговорах приняли участие представители «Московского ипотечного агентства», банка «Зенит», московского филиала «Ак Барс» банка, МДМ Банка, Сбербанка, Европейского банка реконструкции и развития.
Чиновники предложили банкам поддержать реализацию программы «Единого парковочного пространства города Москвы», рассчитанную на 2011—2016 годы и включающую программу «Народный гараж». По информации комитета, необходимый объем финансирования до 2016 года составляет 2 трлн руб. Эти средства пойдут на создание порядка 4 млн машиномест.
По данным столичных властей, сегодня в Москве на тысячу жителей приходится 352 автомобиля (в России выше статистика только у Владивостока, где на тысячу горожан приходится 566 автомобилей. В мире первенство принадлежит Нью-Йорку — 910 машин). В столице зарегистрировано более четырех миллионов легковых машин, к этому надо прибавить не менее 665 тыс. автомобилей, ежедневно приезжающих в город из области.
«Сейчас в городе потребность в машиноместах — 5,19 млн, а имеется всего лишь один миллион. Остальной транспорт стоит беспорядочно во дворах и на улицах», — сообщает пресс-служба Москомстройинвеста. Исправить эту ситуацию власти собираются при помощи программы по созданию единого парковочного пространства. Оператором парковок выступает ГУП Москвы «Дирекция гаражного строительства» (уставный капитал [уставный капитал] — 4 млрд руб.), а координировать реализацию программы уполномочен Москомстройинвест.
Как рассказал советник по связям с общественностью банка «Московское ипотечное агентство» (МИА) Ярослав Романов, Москомстройинвест ознакомил банки с планируемыми программами возможного взаимодействия с городом до 2016 года. Кредитные средства будут выделяться компаниям-застройщикам, а город обещал предоставить гарантии по возврату займов. Механизм гарантирования прорабатывается. По данным «МН», рассматривается возможность залога возводимых объектов. В качестве поддержки город предлагает банкам устанавливать на территории гаражей свои банкоматы.
После совещания информационный центр правительства Москвы сообщил, что все шесть участников встречи будут привлечены к созданию единого парковочного пространства в столице. Однако подтвердить эту информацию согласились пока только в МИА. «Мы планируем работать с Москомстройинвестом и уже начали эту работу», — рассказал Ярослав Романов. Банк уже предоставляет гражданам ипотечный кредит [ипотечный кредит] на приобретение парковочных мест в рамках программы «Народный гараж» и планирует развивать кредитование юрлиц, участвующих в строительстве паркингов. Сейчас идет работа над созданием такой программы, уточнил Романов.
Остальные участники встречи не спешат заявлять о своей поддержке проекта: в лучшем случае они подтвердили свое присутствие на совещании, а в пресс-службах Сбербанка и «Зенита» участие своих представителей в совещании отрицают. В пресс-службе МДМ Банка и ЕБРР присутствие на встрече подтвердили, но раскрывать детали не стали. Комментарий от московского филиала «Ак Барс» банка получить не удалось.
Эксперты пока скептически смотрят на «парковочную» инициативу с участием банков. По мнению аналитика отдела исследования Cushman & Wakefield Андрея Малкова, банки могут заинтересовать только самые интересные проекты, обещающие прибыль, — такие, как «Народный гараж». Кредитование строительства парковок может производиться ради имиджа, а не из коммерческого интереса. Во всяком случае на сегодняшний день успешных парковочных проектов с разумным сроком окупаемости на российском рынке нет, напоминает Малков.