Банк России 30 июня принял решение сохранить ставку рефинансирования на прежнем уровне — 8,25%, а также оставил без изменения ставки по своим операциям. Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей ЦБ по итогам заседания совета директоров.
«Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. По состоянию на 27 июня инфляция [инфляция] в годовом выражении составила 9,4%. Темпы роста потребительских цен в июне снизились по сравнению с предыдущим месяцем, чему в первую очередь способствовало замедление роста и снижение цен на отдельные группы продовольственных товаров», — отмечается в сообщении Банка России.
Банк России, как и месяцем ранее, отметил, что считает достигнутый уровень процентных ставок приемлемым на ближайшие месяцы.
Заместитель начальника казначейства банка «АБ Финанс» Дмитрий Соловьев говорит, что сохранение ставки является положительным сигналом для рынка. «Банк России [Банк России] четко дал понять, что в ближайшие месяцы не собирается ужесточать денежно-кредитную политику. В связи с этим ставки на долговом рынке России продолжат снижаться, курс рубля укрепляться, что, несомненно, в дальнейшем положительно повлияет на процентные ставки по банковским продуктам, а также усилит приток иностранных инвестиций в Россию», — считает Дмитрий Соловьев.
Начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов отмечает, что рост экономики по-прежнему довольно слаб. Но, отмечает эксперт, раз ЦБ не пошел на увеличение ставки рефинансирования в июне и оставил на прежнем уровне отчисления банков в фонды обязательного резервирования, то следует ожидать увеличения ставок отчисления в фонды обязательного резервирования до конца года примерно на 0,5%.
По его мнению, ЦБ будет увеличивать ставки отчисления в ФОРы постепенно, в два захода, по 0,25% примерно раз в три месяца.
А начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко считает, что увеличение отчислений в ФОРы будет весьма болезненным для российских банков. При этом он подчеркивает, что банковское сообщество обладает ресурсом лоббирования принятия нужных ему решений, и поэтому в ближайшее время ждать увеличения ставок для ФОРов не стоит. «Раз ЦБ не решился на этот шаг сейчас, значит, он уверен, что на инфляцию влияют в большей мере не рост кредитования, а цены на продукты и бензин», — считает Иван Манаенко.
Денис Барабанов говорит, что рост ставки рефинансирования стоит ждать к концу года, причем она будет равна инфляции или чуть ниже ее. По прогнозам Ивана Манаенко, повышение ставки произойдет раньше — ближе к октябрю.
«Пока побеждает точка зрения специалистов из Минэкономразвития, так как ЦБ в этот раз был настроен изменить ставку. Но видно, что все ведомства сосредоточились на борьбе с инфляцией. Хотя, борясь с инфляцией, мы можем загубить и рост экономики, потому что если цена на нефть упадет, то, кроме как на кредитовании, расти экономике будет уже не на чем», — говорит Денис Барабанов.
Иван Манаенко отмечает, что в ожидании решения ЦБ ставки по спекулятивным деньгам, таким, как по операциям РЕПО, межбанковского рынка уже выросли — примерно на 03% за месяц. Но при этом кредитные деньги не дорожают, что еще раз подчеркивает тот факт, что инфляций растет не за счет монетарной составляющей. «Какова будет инфляция за год, покажет лето, пока сезонные факторы никак не проявляются, и если стране удастся войти в осень без пожаров, наводнений и засух, то никаких потрясений перед выборами ждать уже не надо», — считает Манаенко.
Отметим, что Центробанк с конца декабря 2010 года по май 2011 года на фоне ускорения инфляции и возобновления экономического роста последовательно ужесточал денежно-кредитную политику, используя все имеющиеся в его распоряжении инструменты. Судя по тому, что сегодняшнее решение было оглашено уже вечером, дебаты в ЦБ по ставке были жаркими. «Обычно совет директоров Банка России оглашает решение не менять ставку в дни заседаний примерно в 12—13 часов. На сей раз решение было озвучено вечером, в начале седьмого. Это говорит о том, что при внешней гладкости, мнения членов совета директоров разошлись», — считает Барабанов.