Планирующийся выход Сбербанка на рынок POS-кредитования (кредитования в торговых точках) — явление знаковое по нескольким пунктам. Это, прежде всего, сам приход крупнейшего российского игрока розничного банковского рынка. Стоит отметить, что по-настоящему активным игроком на рынке розничного кредитования Сбербанк стал относительно недавно, 2—3 года назад. До этого розничная политика банка носила весьма консервативный характер как по ценовым, так и по организационным и операционным параметрам. И то, что сейчас мы наблюдаем последовательную активизацию Сбербанка практически во всех сегментах розницы, — результат новой политики, направленной на конвертацию статуса крупнейшего игрока в реальные и лидирующие доли рынка. Видимая модернизация банка на уровне клиентоориентированности, расширения интерактивных возможностей, а также автоматизированной банковской системы — явный и очевидный признак не только активизации по продвижению своих продуктов, но и стремления работать на опережение.

Фактически можно говорить о том, что выход на рынок кредитования в торговых точках является окончанием определенного промежуточного этапа развития розничного блока Сбербанка, началом которого послужила его широкая экспансия на рынке кредитных карт и кредитов наличными.

Исторически рынок POS-кредитования — сегмент, с которого начинали активную деятельность большинство крупных розничных игроков, таких как «Русский стандарт», группа банков ОВК (впоследствии «Росбанк»), ХКФ-банк и другие. Может показаться, что возможности сегмента достаточно давно исчерпали себя. Доходило до того, что в ряде оценок рынку POS-кредитования отказывали в перспективах развития. В числе наиболее частных аргументов высказывались такие, как уход из сегмента наиболее платежеспособных слоев заемщиков (которые уже воспользовались кредитом), товарное насыщение населения за счет кредитов, высокие риски, связанные с невозвратом, и прочие. Аргументы во многом справедливые, но они недооценивают перспективы восстановления сегмента.

А перспективы очевидны. В отличие от кредитов наличными и кредитных карт, рынок товарного кредитования, к которому относятся POS-кредиты, имеет цикличную структуру развития, тесно связанную с циклом жизни приобретенного в кредит товара. Для мобильного телефона это не более 2-х лет, для бытовой техники (включая электронику и компьютеры) — не более 3—5 лет. Несколько больший жизненный цикл имеют такие товары, как мебель, вело- и мототехника. К кредитуемым товарным группам с небольшим сроком «жизни» у потребителя стоит отнести и дорогую одежду (дубленки, шубы), а что касается кредитуемых услуг, таких как туризм или стоматология, то их жизненный цикл и вовсе равен сроку обслуживаемого кредита, не более.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать грядущие признаки восстановления рынка, которое будет выражаться в возврате в сегмент старых заемщиков и приходе новых, привлеченных выгодными параметрами предложений. И с этой точки зрения выход на рынок Сбербанка выглядит крайне своевременным. Складывающаяся конъюнктура представляется весьма привлекательной. Это выражается в высоком возобновленном потенциале платежеспособного спроса, дефиците хороших, сбалансированных ценовых предложений со стороны конкурентов, а также в позиции торговых сетей, заинтересованных в привлечении новых партнеров, тем более такого масштаба, как Сбербанк. И если в период недавнего кредитного бума торговые сети позволяли себе «капризничать», выторговывать высокие комиссии от банков, зачастую угрожая сменить банк-партнер на более сговорчивый (из таких выстраивались очереди), то сейчас крупным продавцам не до капризов: качественный рост продаж может быть обеспечен только за счет кредитования, и приход такого игрока с амбициозными планами будет только приветствоваться. Думается, и условия Сбербанку будут предложены достаточно выгодные, что не даст последнему уменьшать свою маржу за счет комиссии торговой сети-партнеру или увеличить за счет нее стоимость кредита.

Конечно, при выходе на рынок российскому лидеру придется решить серьезную задачу по выстраиванию инфраструктуры своей POS-сети, а также созданию отвечающей требованиям системы оценки рисков, тем более для такого рискового сегмента, как кредиты в торговых сетях. Однако тут, очевидно, Сбербанк воспользуется опытом своего партнера по СП BNP Paribas, обладающего необходимым опытом и технологиями.